Тематическая встреча "Насилие и закон"

проор

Тематическая встреча «Насилие и Закон»

 

Цель: профилактика насилия среди учащихся, формирование у них активной жизненной позиции, основанной на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.

Задачи:

Раскрыть понятие «насилие», познакомить с видами и причинами насилия.

Формировать у учащихся знания и навыки безопасного и осознанного поведения в сети Интернет.

Развивать черты характера, присущие толерантной личности.

Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Побуждать оказывать помощь и сочувствие жертвам насилия.

Участники: учащиеся 7-ых классов

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, листы ватмана, карандаши.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.

- Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо. Если бы так было всегда, то мы с вами жили бы в идеальном мире, где нет места конфликтам, ссорам, оскорблениям. Однако в настоящее время мы живем совсем в другом мире, в мире, где привычным становится такое слово, как «насилие».

2. Информационный блок «Насилие: формы, виды и причины возникновения»

- Как вы думаете, что такое насилие? Ведь мы часто встречаемся с этим словом в разных ситуациях, часто слышим его с экранов телевизора: «совершил насильственные действия по отношению к...» и т.д. Что имеется в виду?

(Учащиеся отвечают на поставленный вопрос)

Насилие – это действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека.

- А сейчас послушайте притчу «О жестокости».

В одном из монастырей мастер обучал ученика. И как-то ученик спросил мастера: «Учитель,  а как узнать, насколько я жестокий?»  И мастер ответил ему: «Каждый раз, когда ты будешь наносить удар своему врагу, представь себя на его месте и почувствуй его боль. И если ты один раз не почувствуешь боли, знай, жестокость поглотила тебя».

- Жаль, сегодня жестокость и агрессия увеличивается быстрыми темпами. В чем же причина? Специалисты констатируют, что в первую очередь, агрессию подростков и взрослых вызывает  жестокость, которую они видят по телевидению и Интернету.

 Как мы относимся друг к другу? Что значат наши слова?

Иногда те слова, которые «не стоят» ничего, наши поступки, которые мы совершаем, незаметные для нас самих, наносят большую обиду и боль другим. Я точно знаю, что хотя бы раз, но каждый из нас наносил обиду другому человеку, даже не обращая внимания на это.

Действительно, обращаясь друг к другу мы употребляем разные слова: добрые, ласковые поднимают человеку настроение, делают его счастливым, а злые и жестокие — расстраивают, обижают, унижают и даже убивают. Об этом нужно помнить всегда, особенно   во время конфликта, чтобы не испортить отношения навсегда.

- Какие бывают формы насилия? (ответы детей)

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п. 

Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле.

Экономическое насилие  материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое.

- Скажите, какая из всех перечисленных нами форм насилия оказывает самое большое влияние и почему?

3. Практические задания

1) Рассмотреть ситуации, определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации (работа в группах)

Ситуация 1

 Юрий, зашел в столовую, и, как обычно, сел не на свое место. К нему подошла Маша и   попросила освободить ее место. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

 Во время перемены Максим бегал по классу и толкнул Жанну. Девочка, падая, нечаянно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Жанна пыталась объяснить, что произошло на перемене, но учитель, не выслушав ничего, отругала девочку.

Ситуация 3

Егор взял без разрешения ручку Миши. Когда Миша это увидел, ударил Егора.

- В конфликтной ситуации агрессивный человек наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает и свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают   нервную систему - поэтому болезни неизбежны.  

- Там где есть насилие, всегда есть насильник и жертва. Жертвами насилия часто становятся самые незащищенные, слабые люди: женщины, дети, старики, инвалиды. Среди молодых людей чаще всего подвергаются те, кто имеет физические отличия от других (низкий рост, рыжие волосы, оттопыренные уши), тот, кто не может постоять за себя; это могут быть дети из малообеспеченных семей.

2) Упражнение «Фоторобот»

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Мы будем составлять фотороботы насильника и жертвы. Одной группе нужно нарисовать портрет насильника, другой – портрет жертвы. Затем каждая группа рассказывает о своем рисунке. (Учащиеся выполняют упражнение).

- Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый человек имеет право на защиту от насилия.

- Как вы думаете, в каких документах говориться о защите прав ребёнка от насилия? (ответы учащихся)

1. Закон «О правах ребёнка»

2. Конвенция «О правах ребёнка»

3. Кодекс РБ о браке и семье

4. Уголовный кодекс РБ

- Напрашивается вопрос: если насилие запрещено, то откуда же тогда оно возникает? Где может совершаться насилие? И какое наказание существует?

Об этом нам расскажет…

 

4. Выступление представителя провоохранительных органов

 

5. Просмотр видеоролика «Психология насилия в социальных сетях»

- Но часто, когда над подростком совершается насилие, он боится об этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае? Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте, вместе определим, кто это может быть?

- учитель

- психолог

- педагог социальный

- друг

- семья

- милиция

- КДН и др.

6. Знакомство с региональной картой помощи

7. Знакомство с сайтом POMOGUT.BY

8. Подведение итогов. Рефлексия

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

- Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о том, что жизнь даётся человеку только раз и он должен прожить её осмысленно. Ещё я уверена, что каждый из нас будет бороться до конца со своими трудностями, научится прощать, замечать боль другого и помнить, что вокруг него есть цветы – люди, среди которых обязательно найдутся хорошие и верные друзья.

Помните, всё в ваших руках!

9. Учащимся вручается памятка «Как предупредить насилие»  (Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ПАМЯТКА «КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ»

 

-        Предупреждай родителей, куда, с кем идешь, когда вернешься.

-         Не заходи в подвалы, подсобные помещения.

-         Если ты где-то задержался, перезвони родителям, попроси, чтобы тебя встретили.

-         Постарайся, чтобы твой маршрут проходив не через лес, безлюдный парк.

-         Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону, зайди в магазин, обратись к взрослым.

-         Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить на словах, не садясь в машину.

-         Если незнакомый человек представился другом твоих родителей, не спеши приглашать его домой, попроси подождать их приход на улице.

-         Если при входе в подъезд ты заметил незнакомцев, подожди, пока кто-нибудь из соседей будет идти домой. Не входи в лифт вместе с незнакомцами.

-       Избегай ситуаций, которые могут привести к насилию.

-       Говори спокойно и уверенно.

-       Дай агрессору возможность остановиться.

-       Отойди в сторону. Это не признак слабости.

-       Не стремись мстить врагам. Умей просить прощение.

-       Проси помощь. Это не признак слабости или трусости.