Рекомендации педагога социального и педагога-психолога

АЛГОРИТМ действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия

АЛГОРИТМ взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

Памятка «Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия»

Признаки кризисного состояния ребенка

Признаки кризисного состояния ребенка

Поведенческие маркеры:

  1. Тоскливое выражение лица.
  2. Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  3. Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  4. Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  5. Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).
  6. Амимия (отсутствие мимических реакций).
  7. Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
  8. Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  9. Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
  10. Двигательное возбуждение.
  11. Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  12. Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
  13. Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  14. Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  15. Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий.
  16. Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
  17. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  18. Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  19. Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

  1. Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  2. Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  3. Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  4. Прощания.
  5. Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
  6. Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
  8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребеноккоторый нуждается именно в Вашей помощи

Памятка для педагогов

Предупреждение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, совершаемых в отношении несовершеннолетних

Признаки сексуального насилия у детей и подростков:

Физические признаки:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

 

Как вести себя, если ребенок рассказал Вам о насилии?

 

-Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно.

-Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, если увидит Вашу болезненную реакцию.

-Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность информации.

 -Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Это не твоя вина», Ты такой не один, это случается и с другими детьми».

-Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Все будет хорошо», «Мама не будет сердиться».

-Объясните ему, что Вы собираетесь делать дальше.

Информация о видах помощи жертвам домашнего насилия

  1. Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: тел. 8-801-100-8-801 (линия предназначена для всех совершеннолетних жителей Беларуси, когда-либо столкнувшихся с насилием в семье; пострадавших, свидетелей актов насилия, а также тех, кто опасается, что может оказаться в подобной ситуации. Абоненты, обратившиеся на линию, могут получить социальную, психологическую, юридическую помощь совершенно бесплатно, конфиденциально и анонимно. Со стационарных телефонов звонок бесплатно.)
  2. Республиканская «Детская телефонная линия»: 8-801-100-1-611.
  3. Телефон доверия для детей и подростков: тел. 8(017)263-03-03.
  4. Телефон доверия г. Витебска (круглосуточно) тел. 8(0212)61-60-60.
  5. Предоставление психологической консультации, оказание психологической поддержки ГУО «Социально-педагогический центр Шарковщинского района»: телефон 6-19-02 (с 8.00 до 17.00 по рабочим дням).
  6. Кризисная комната Шарковщинского района:

тел. 6-15-61; 3-92-59.